l_bpyc (lifanov_l_bpyc) wrote,
l_bpyc
lifanov_l_bpyc

Categories:

Хайли лайкли Даша Аль-Абед

Складывается стойкое ощущение, что британская поп-культура перестала работать. Не выдохлась, не заглохла – попросту перестала выполнять свои функции в новых обстоятельствах.

Читать британские газеты всегда было смешно, но в аналоговую эпоху давил авторитет – смеялись, но доверять было больше некому: Сева-Сева Новгородцев, город Лондон, БиБиСи! И эталонный дурак Сева Новгородцев годами нёс околесицу, окучивая советских тридцатилетних детей индиго. В итоге британская поп-культура победила и осталась с чемпионским поясом одна: а если нет  титульных боёв, то и звание чемпиона теряет в весе. В 21 веке ситуация сильно изменилась, а британская поп-культура не перестроилась (вернее, и не смогла бы) – и тут же перестала работать.

Это не плохо и не хорошо, это факт: любым пиковым проявлениям поп-культуры приходит конец. Как, допустим, пришёл конец русской литературе. Это не означает, что сейчас нет талантливых русских писателей: истинно талантливых несколько десятков, а есть ещё и пара гениальных – допустим, куда сильнее раскрученных поп-звёзд Булгакова или Достоевского. Просто сейчас – в эпоху викиликса, телеграма, блокчейна, клаудрепа и алиэкспресса – никому нет дела до чеховской психодрамы, братьев Karamazoff и советской интерпретации имперского театра, так удачно вписавшейся в голливудские реалии первой половины 20 века. До остальных русских писателей – тем более нет дела (если они, конечно же, а) не воюют в Сербии или в Донецке во имя русского империализма, б) напротив, не разоблачают в шизофреничном угаре одновременно русское почвенничество и советский интернационализм; но и там дело доходит лишь до пары-тройки заметок в изданиях третьего дивизиона).

Вся общемировая культура скроена из таких пиковых проявлений поп-культуры: немецкая философия, античная литература, французская или голландская живопись, британские средства массовой информации, американский голливуд. Это положение дел на данный момент: пики, как правило, видно в ретроспекции. То есть нынешнее влияние китайского и арабского мира на общемировую культуру будет осознано и описано лет через сто или хотя бы пятьдесят, сейчас мы просто видим тренды (кстати, малолетним идиотам невдомёк, почему День Победы стали отмечать не сразу же – именно поэтому, чтобы оглядеться, успокоиться, отдохнуть и оценить, тем более, что никто не гарантировал сохранение мира через несколько лет после окончания бойни).

Самая весомая часть британской поп-культуры – это именно СМИ, газетчики и, впоследствии, телевизионщики.

Кто-то скажет, что СМИ – ну какая же это поп-культура? Кто-то ещё добавит, что СМИ – это четвёртая (или пятая? или какая?) власть (или того хуже: четвёртое сословие). Никая это не власть. Власть есть только одна – власть капитала (существовали попытки утвердить истинное народовластие, но пока закончились провалом). И у капитала есть два рычага для реализации этой власти: силовики (армия, суды, полиция) и пропаганда (государственные идеологии, масскульт, СМИ).

Тот, кто верит в свободные СМИ – святой человек, место ему в землянке, в скиту. Пусть принимает больных и лечит их наложением рук.

Абсолютно все СМИ зависимы: в любой стране, в любую эпоху (кстати, автор данного текста сотрудничал с пятью или шестью разными изданиями – и по большей части это были невероятно совестливые газеты и журналы типа «Новой», в которых, правда, существовала такая яростная внутренняя цензура, что никакие министерства правды не справились бы так чётко с расстановкой акцентов и сокрытием неудобной информации – потому что у любого издания есть спонсоры, рекламодатели и заинтересованные выгодополучатели). «Этот материал нам не подходит…» – «Плохо написано? Неинтересно?» – «Нет, не совсем… Просто наш инвестор…» Речь, повторю, идёт о яростно либеральных изданиях.

Лирическое отступление: фейсбучные дебаты подарили мне отличный личный мем: «Даша, ты же жила в Лондоне, ты должна понимать». Смысл в том, что Даша-из-Лондона не находится в плену у русопятой пропаганды – только истина, данная британским массовым дискурсом, только бритпоп! Косвенно данный смешной императив был адресован и мне: в противоположность Даше-из-Лондона «дибил-Алёша» – типичный представитель страты ватных зомби. Автор императива не мог знать, что «дибил-Алёша», ещё будучи студентом иняза, писал (кстати, вполне сносный) диплом именно по британской периодике (изучал прагматику британских передовиц) и в течение года читал ежедневно по пять статей и заметок десятка разных газет – всё, что было доступно в сети. Плюс – работа с архивами (благо, некоторые газеты за небольшие деньги предлагали архивы за целое столетие – сложности почитать, что писали «Таймс» или «Гардиан» во время WWII, Революции и Гражданской, полёта Гагарина и московской Олимпиады, не было. Почитать – и оценить степень упоротости британских (и американских) СМИ. Например, сто лет назад они могли вполне успешно путать имена Троцкого и Ленина (слабо представляя, кто это вообще такие), но при этом утверждать, что Троцкий вот-вот сменит Ленина.

Но окончательно всё стало ясно в цифровую эпоху, когда снафф стал не только источником низменного возбуждения для ширнармасс, но и куда более достоверным источником информации, чем какой-нибудь напыщенный аналитик-дурак из редакционного офиса, дальше побережья не отъезжавший от Лондона, но дружащий с пятью сумасшедшими генералами в глухой отставке.

Уже в 2008 году, во время Олимпийской войны, стало не только понятно, но и видно.

И вот что странно: прошло уже целых десять лет, но Даша и её друзья упорно и даже как-то истерично продолжают жить в этом Лондоне души в постоянном режиме «хайли лайкли».

Пару лет назад весь мир наблюдал в режиме онлайн драму сирийской девочки Баны Аль-абед. Наблюдал – и не верил своим глазам: такой глобально вирусной, но при этом наглой и бесчеловечно циничной мистификации представить себе не могли. Человек любит играть в конспирологию – потому что она не имеет отношения к реальности. Химеры и грёзы – не более. Детские сказки, мечты о Зазеркалье по дороге из Страны Оз на остров Лапуту. А когда так прямо и в лоб – становится не по себе. Мы что, дураки что ли? Приятно думать, что ты умнее – бессмертия человек достигает, возвышаясь. «У меня дома нет телевизора!» – воклицают те, кто верит в очередную Бану Аль-абед. Вот так отсутствие всего лишь навсего бытового прибора становится маркером снобизма. Хочется спросить: а унитаз есть? А туалетная бумага? Опрощенец что ли?

Беда тех, кто беспрекословно верит (до сих пор) в силу британской поп-культуры – даже не стараются мыслить критически. Модный советский литератор Булгаков почти что на государственном уровне озвучил девиз не одного поколения: не стоит, мол, читать газет до обеда. И язык намёков и полунамёков был понятен всем без исключения: читаешь такое-то издание – дели на два.

У друзей Даши такое критически-апофатическое восприятие медийного дискурса попросту отсутствует. В отличие от британских читателей – и для меня это самое важное открытие. Стоит просмотреть комментарии к разным британским статьям ярко выраженной степени упоротости – и картина складывается весьма нарядная: британская поп-культура перестала работать. Она есть, она трудится. Но ей всё меньше верят рядовые британцы. Мем «британские учёные» сменился в рунете на «британские журналисты» – и шансов быть подхваченным где-нибудь на Реддите у него куда больше.

А потом фанаты «Медузы» удивляются рейтингам RT на Западе.

А там надоело слушать одностороннее враньё: хочется услышать аргументы оппонентов, даром что они являются абсолютно таким же инструментом пропаганды интересов капитала.
Tags: мысли, рутина
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments