l_bpyc (lifanov_l_bpyc) wrote,
l_bpyc
lifanov_l_bpyc

Category:

День народного единства

День народного единства точнее будет назвать Днём стокгольмского синдрома. В конце концов, к единству народа происходящее в России имеет не большее отношение, чем к шведскому Стокгольму, но становится яснее суть праздника: солидарность террориста и заложника, насильника и жертвы, угнетателя и угнетённого, капиталиста и пролетария, олигарха и пенсионера, продажного судьи и невиновного подсудимого.

Да, безусловно, у праздника на декларативном уровне есть определённый исторический и культурный контекст, но ведь даже при его действительном наличии и значимости (как с Днём независимости США), важно разобраться в его текущей сути, важности и необходимости. Был бы важен для США День независимости, если бы они проиграли во Второй мировой и были бы хотя бы частично оккупированы, хотя бы просто вляпались бы в репарации и какой-никакой внешний контроль? О каком народном единстве в современной России может идти речь? О единстве национальностей или классов?

обложка-дне.jpg

Но сначала разберёмся с тем самым историческим и культурным бэкграундом. Пояснительная записка к законопроекту гласила: «4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и…» Дальше уже неважно, что «и»: это формулировка из какого-то школьного урока, даже не урока, а сбивчивого объяснения ленивой училки, когда детям нужно совсем уж в примитивных категориях объяснить, что было к чему и чем закончилось. И чтоб отстали: чего вам непонятно? Наши выгнали поляков. Наши хорошие, поляки плохие. Потому что. Ещё Пушкин об этом всём стихи писал. Вон как нас поляки с тех пор не любят.

Мотивировка примерно такая. Начнём с того, что именно 4 ноября (25 октября по-старому) никто ничего не освобождал, капитуляция польско-литовского гарнизона после битвы с ополчением была подписана 1 ноября. Откуда взялась другая дата? Тут немного неожиданно день единства в светском государстве был поставлен на дату православного праздника Казанской иконы Божьей Матери (а как быть евреям, мусульманам и шаманам? Им с кем кооперироваться?). Можно было бы счесть за исторический референс, если бы такая дата была официальной ранее. Но ведь не было ни такой даты, ни основания для её особенного выделения. Русско-польская война и вовсе длилась до 1618 года и при этом была категорически сложным событием. Это была война, с одной стороны, против интервентов, с другой – гражданской (среди «поляков» самих поляков чуть ли не меньшинство воевало: сплошь наёмники, да представители совершенно разных русских сословий). И вот только последний пункт, пожалуй, можно взять за аргумент для назначения праздника: кончилась гражданская (при явном участии иноземных врагов Отечества) и народ объединился. Хорошо бы так.

Но на официальном уровне сообщают что-то другое. Хотя могли бы, ведь Минин и Пожарский – безусловные герои отечественной истории, а значение этих событий для истории действительно важное. И фактически, и символически, как, например, день окончания Сталинградской битвы. Но ведь и День Победы отмечают не 2 февраля, не так ли? Так что даже если бы привязались к этому объяснению, то даты надо было двигать.

Причина этого календарного кульбита категорически проста: нужно было срочно заменить важный ноябрьский праздник, давно укоренившийся в сознании людей не просто как «красный день календаря», а как отправную точку строительства нового общества, общества прогресса и справедливости, такого, за которое воевали и в 1917, и в 1941. То есть прошла не только смысловая подмена, но и эмоциональная. Так, кстати, стокгольмский синдром и работает, сугубо на эмоциях.

обложка-дне2.jpg

И вот тут стоит поковырять смысловую суть предлагаемой к празднованию (всё ещё настырно предлагаемой) даты. Что от нас хотят? Вот что говорит верховный гарант: «Этот праздник знаменует преданность нашего народа своей стране, родной земле». Так, зашла речь о земле. Чуть дальше: «Патриотизм и любовь к Отчизне столетиями скрепляли нашу многонациональную страну». Всё правильно, перевод слова «отечество» на немецкий язык произносящий знает хорошо, то есть с матчастью знаком. Дальше: «Сегодняшний праздник, восстанавливая связь времён, пробуждает в нас чувства сопричастности к российской истории и великой культуре». То есть речь не о достижениях и успехах, вызванных объективными заслугами текущего строя и всего народа, не о безопасности и обеспеченности граждан, не о прогрессе. Всё просто. Земля. Великая. Единая. Не превыше ли она всего случаем?

А ведь у этой риторики и у этих несвежих смыслов есть совершенно чёткий внутренний механизм, уже давно описанный Димитровым: «власть финансового капитала, организация террористической расправы с рабочим классом и революционной частью крестьянства и интеллигенции, шовинизм в самой грубейшей форме, культивирующий зоологическую ненависть к другим народам». Параметры этого явления простые: сращивание власти и капитала, милитаризм, вождизм, антикоммунизм, корпоративизм, национализм, империализм, солидаризм.

Сращивание власти и капитала называется олигархией. Милитаризм – это участие в гонке вооружений и агрессивная риторика о каком-нибудь «ядерном пепле» (слава богу, никто ведь так не говорит). Солидаризм – это солидарность разных классов общества друг с другом. А классы сугубо технически, имманентно друг другу антагонистичны. Будь, нищеброд, солидарен с очередным долларовым миллиардером, ведь у нас с тобой общие бомбы, мы ими сообща можем жахнуть. Чуешь гордость? С национализмом внутри страны пока толком не выходит, потому что слишком много кому выяснять надо будет отношения друг с другом. А вот на каких-нибудь соседей, которые «предали», ссылаться можно без устатку. Даром что исторически – один с нами народ.

Вот примерно такой День единства. Который пришёл на смену совершенно противоположному по значению празднику: Дню Октябрьской революции, которая вообще-то постулировала отказ от эксплуатации человека человеком, всеобщее равенство, интернациональное объединение всех народов на основании общих классовых пролетарских интересов, отказ от войн, империализма и всех форм угнетения и всеобщее благо на земле.

Вместо этого: купно за едино, а едины у нас хозяева газовых недр, их сыновья, проживающие в любом на свете Монте-Карло, кроме Отечества, и «глубинный», по-сурковски, народ, 13% которого проживает ниже прожиточного минимума, вот такая радостная, праздничная тавтология.

Есть что отмечать, словом.
Tags: капитализм, ликбез, политика, ссср
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments